Количественный и

Количественный и

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

Количественная обработка

1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) — балл по тесту и субтесту — выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;

2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.

Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.

При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.

Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;

3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУРа.

4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.

Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:

первая — наиболее успешные — 10%;

вторая — близкие к успешным — 20%;

третья — средние по успешности — 40%;

четвертая — малоуспешные — 20%; 1

пятая — наименее успешные -10%.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выполненных каждой из них заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.

Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;

5) установлено, что с возрастом от 6 к 8-му классу увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психологами: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;

6) при анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного развития типа «лучше», «хуже», «выше», «ниже», основанные на подсчете баллов, полученных им при выполнении теста, и в сравнении с группой (или нормой) мало что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно рекомендовать подсчитать его общий балл. При этом следует иметь в виду, что общие баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника ниже 40, восьми- девятиклассника ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у шестиклассника, 90-у семиклассника и 100 — у восьмиклассника.

Общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого субтеста. Поэтому следующий этап анализа — выяснение количества баллов, полученных учащимися по каждому субтесту.

Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.

Качественная обработка

1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;

Отнесенность заданий субтестов 1 и 2 формы Б к разным областям знаний

Область знаний № субтеста «Осведомленность»
Субтест 1 Субтест 2
общественно-политическая 2, 4, 7, 13, 17, 18, 20 2, 3, 9, 11, 13, 14, 15
научно-культурная 1, 3, 5, 6, 8, 9, 19, 11, 12, 14, 15, 16, 19 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12,16, 17, 18, 19, 20

2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.

По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;

3) анализ качественной стороны субтеста 3 «Аналогии» проводится по следующим направлениям:

выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих заложенных в тест: вид — род, часть -целое, причина — следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения; :

выявление типичных ошибок при установлении логических связей;

Отнесенность заданий субтеста 3 формы Б к разным типам логических связей

«род — вид» №№ 4, 11, 13, 15, 16
«часть — целое» №№ 10, 18, 23
«причина — следствие» №№ 9, 12, 20, 21
«противоположность» №№ 1, 6, 14, 25
«порядок следования» №№ 19
«рядоположенность» №№ 2
«функциональные отношения» №№ 3, 5, 7, 8, 17, 22, 24

Характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.

Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;

4) анализ качественной стороны субтеста 4 «Классификации» проводится по следующим направлениям:

выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

выявление типа заданий — с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок;

Отнесенность заданий субтеста 4 формы Б к разным типам понятий

Задания с абстрактными понятиями №№ 3, 4, 8, 15, 20, 21
Задания с конкретными понятиями №№ 1, 5, 6, 7, 9, 10, 13
Смешанные задания №№ 2, 11, 12, 14, 16

5) анализ качественной стороны субтеста 5 «Обобщения» проводится по следующим направлениям:

определение характера типичных обобщений — по конкретному, видовому, категориальным признакам;

выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;

6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и групповой: — на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития — осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:

по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;

каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;

7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам.

Отнесенность заданий субтестов 3, 4 и 5 формы Б к разным школьным предметам

Школьный предмет №№ субтестов
Субтест 3 Субтест 4 Субтест 5
Литература, русский язык 3, 7, 11, 14, 18 1, 3, 8, 15, 19 10, 15, 19
Математика, физика 1, 8, 10, 12, 15, 17, 22 4, 5, 11, 18 2, 4, 8, 9
История 2, 9, 13, 19, 25 6, 7, 16, 20 6, 11, 13, 17
Биология 5, 16, 21, 23 9, 13, 21 3, 7, 18
География 4, 6, 19, 24 2, 10, 12, 14 1, 5, 12, 14, 16

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

Правильные ответы к заданиям формы А

Набор заданий № 1 Набор заданий № 2 Набор заданий № 3 Набор заданий № 4 Набор заданий № 6
1. б 1. б 1. г 1. б 1.
2. д 2. б 2. а 2. а 2.
3. в 3. г 3. д 3. б 3.
4. б 4. а 4. г 4. г 4.
5. в 5. в 5. б 5. а 5.
6. в 6. г 6. в 6. в 6.
7. г 7. б 7. б 7. в 7.
8. а 8. г 8. а 8. б 8.
9. а 9. б 9. в 9. в 9.
10. б 10. г 10. д 10. г 10.
11. в 11. а 11. г 11. д 11.
12. б 12. в 12. д 12. а 12.
13. г 13. в 13. б 13. в 13.
14. г 14. б 14. д 14. б 14.
15. а 15. а 15. в 15. г 15.
16. в 16. в 16. а 16. в    
17. г 17. а 17. д 17. а    
18. д 18. г 18. г 18. д    
19. г 19. в 19. а 19. г    
20. д 20. б 20. г 20. б    
        21. б        
        22. а        
        23. в        
        24. б        
        25. в        

Варианты ответов в заданиях субтеста 5-А «Обобщение»

№п/п Количество баллов
1. Устное народное творчество, фольклор Литература, мудрость, творчество Предание, выдумка, легенда, миф
2. Мельчайшие частицы вещества, состав вещества, составные части вещества Частица, вещество Состав клетки
3. Биология, наука о живой природе Наука, предмет Природа
4. Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства Искусство, творчество Живопись, изображения, фрески, церковь
5. Части света Материки, континенты Страны, экватор, климат
6. Электрические единицы измерения Физические величины, электричество, единицы измерения Единица, учение, прибор
7. Органы кровообращения Внутренние органы, органы человека Биология, сосуды, анатомия, части тела
8. Столицы Города Страны, острова
9. Общественный строй, социально-экономическая формация Общество, ступени развития Классы, история, буржуазия, угнетение
10. Положительные черты характера Качества (черты)характера, характер Сила, храбрость
11. Искусственные водные сооружения, водные сооружения Сооружение, водоем, водохранилище Вода, энергия, строение, природа
12. Результаты математических действий Математические действия, операции с числами Математика, решение
13. Культура, виды деятельности Творчество Этика, знание, просвещение
14. Органические вещества Состав вещества, вещество Витамины, углеводы, состав клетки, молекулы
15. Состояние вещества, агрегатное состояние вещества Вещество, состояние тела Химия, физика
16. Стихийное бедствие Стихия Разрушение
17. Литературные приемы Способы изложения Творчество, рассказ, сравнение
18. Направление в искусстве, художественный стиль Литературные направления Литература, формулировка
19. Атмосферное явление, климатические явления Климат, явление (состояние погоды) Циклон, природа, дождь

Методика «Интеллектуальная лабильность»

Цель: исследование лабильности, то есть способности переключаться, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Методику часто используют с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий.

Материал: Специальный бланк для ответов.

Описание: методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Вопросы могут зачитываться экспериментатором для всей группы. Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Инструкция: Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы

на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны.

Работайте быстро. Прочитанное один раз задание не повторяется. Внимание. Начинаем.



Источник: studopedia.org


Добавить комментарий